"Вылазка в Туманный Альбион - Англию и Шотландию" by AProhor
(Brest-Le Havre-Boulogne-паром-Dover-London-Liverpool-York-Edinburgh-York-Dover-паром-Boulogne-Brest)
Вступление (из переписки, январь 2006)
Здравствуйте други мои разлюбезные,
имея надежду, что чреда празднеств у вас завершилась, спешу вас с наступившим годом поздравить и о своих недавних странствиях поведать. Закинула меня судьба на этот раз в страну заморскую, Англией именуемую. Народ там дикий, даром что образованные, а живут не по-человечески. Во-первых, прут все по встречке, и в мою повозку перстами тыкают, аки я облизьяна какая в клетке. Во-вторых, меры там от лукавого, расстояния в милях меряют, а на наши деньги человеческие, евра, с божьей помощью зарботанные, косются, и в кабаках, али в домах там веселых, брать отказываются; только картой кредитною от этих нехристей и спасаешься. Был я три дня и три ночи в их граде заглавном, Лондоном зовущимся. Ничего так, деревеньку сладили, занятно посмотреть было. А опосля я было прямо в Йорк засобирался, да от трудов рулего устамши, свернул в Ливерпуль на ночлег, поглазеть как оттудова корабли к Новому Свету отправляются. А уж потом, уже и до Йорка добрамшись, Новый год, две тыщщи шестой от рождества христога, и встретил, во хмельной компании наших соотечественников, одного со мной роду занятия...Ваш, АПрохор
Практическая информация и впечатления
Что больше всего удерживает от визита Великобритании - это даже не её отделённость от континента, а необходимость получать отдельную визу. Но Большая Британия так близка к малой французской Бретани, что живя там, невозможно было не съездить в Соединенное Королевство. Благо, имея в паспорте французский Titre de Sejour (это вроде долгосрочной визы) я смог обратиться в британское посольство в Париже. Документы туда подаются по почте (без личного визита), и документов этих минимум. Не нужно было ни приглашения, ни брони жилья. Дескать, хочу посетить вашу страну, вот мое право проживать во Франции, вот моя банковская выписка, давайте мне визу. Все. Паспорт с визой мне прислали назад через 4 дня. Виза дается сразу на полгода, независимо от срока визита. Дорога открыта.
Водную преграду я решил преодолеть в самом узком месте, зарезервировав в инете паром SpeedFerries из Булони до Довера, 74 евро за туда-обратно, а плавания 45 минут в одну сторону.
Цель поездки - встретить Новый год 2006 с друзьями в Йорке, ну и посмотреть Англию, а если удастся, то и Шотландию.Удалось.
Из Бреста до Булони доехал за 9 часов (700 км), 20 декабря 2005, с заездом в Гавр. Гавр туристического интереса почти не представляет, так как был разрушен во время войны, но тем кто любит портовые города - может понравится. Огромный порт, огромные доки, огромные промзоны - монстр.
Паром через Ла-Манш собой представляет большой катамаран с вместительным чревом для машин и двумя небольшими салонами с креслами для пассажиров. Еще бы - плыть-то всего ничего. К слову, туннель под Ла-Маншем стоит в три раза дороже (100 евро в одну сторону), и машины с газом (GPL) туда не пускают. Паспортный контроль - при въезде на паром, таможни нет и в помине.
Уже через час я съехал на английскую землю в Довере, судорожно повторяя про себя "держаться слева, держаться всегда как можно левее". Должен сказать привыкаешь к левостороннему движению достаточно быстро. Самое опасное - разъезд со встречными на узкой дороге без разметки и впереди идущих машин, за которыми можно обезьянничать. Машинально принимаешь вправо. А так в общем нормально. Помнить, что на круговых движение в другую сторону, и при повороте налево пропускать всех. Проездил активно две недели - без эксцессов.
В Лондоне пробыл три дня, остановившись в Этап-отеле возле аэропорта Лондон-сити (район королевских доков, восточная периферия Лондона). Цены в Великобритании те же, что и в Европе, только в фунтах, т.е все в полтора раза дороже. Машину бросал на парковке возле отеля и ездил Легкой Электричкой (DLR - Dockland Light Railway). Дневная карта на все виды городского транспорта стоит 8 евро при покупке до 9.30 утра и 5 с полтиной - позже. Но пару раз выбирался я покататься и на своем "Фантоме". Как ВАЗовскими колесами да не прокатиться по Тауэрскому или Вестминстерскому мосту! Дороги Лондона полны двухэтажных автобусов и кэбов (такси). Из достопримечательностей - ограничился в основном внешним осмотром, на большее этих дней не хватало. Поднялся на London Eye (гигантское колесо обозрения возле Вестминстера, возвышающееся над Лондоном на 112 метров), был в Ковент-Гардене (Королевской Опере) на Севильском Цирюльнике, ну естественно поглазел на Вестминстер, заглянул к Букингемскому дворцу, побывал возле кафедрального собора Св. Пауля. Также обнаружил платформу 9 3/4 на вокзале King's Сross (привет от J. К. Rowling!) и дом Холмса на Бейкер-стрит 221 б. Погулял по расположенному рядом Регентс Парку. Парки в Лондоне - это просто сказка. Среди взбудораженного предрождественнского муравейника - такие островки тишины и спокойствия. Стаи самых разных птиц - голуби, чайки, лебеди, гуси, утки и не знаю кто еще, рядом мирно выгуливаются собаки (за которыми хозяева кстати все сразу подбирают - французам бы у них поучиться, о-ля-ля!). Благодать и умиротворение. Сразу почему-то вспоминается Мерри Поппинс, гуляющая с детьми в парке. Покатался на двухэтажных автобусах - естественно, на втором этаже у лобового окна над водителем. По-моему, гораздо практичней и интересней поездить на простых двухэтажных маршрутных автобусах по центру Лондона, чем на туристических, которые там ходят по кругу. Очень меня заинтересовал небоскреб, который прозвали Огурцом, если я правильно понял - он вращается! Но не поручусь.
Через три дня, 23 декабря 2005, гордо проехав через центр города вдоль Темзы, двинул на север. Дороги у меня почему упрямо ассоциировались с Россией: и асфальт какой-то жесткий и шумный, в отличии от мягкого европейского, и оформление знаков похожее, и грязи хватает. В общем, дороги мне в UK не понравились, хоть и бесплатные, но на мой взгляд, хуже, чем в Европе. Полосы разгона какие-то короткие, под тупым углом примыкают. Ну и мили, кстати, тоже слегка раздражают - ну не люблю я вне системные единицы! Машин с иностранными номерами - очень мало. На мою не то что бы пальцами тыкали или с улыбками мне руками махали, как это обычно бывает во Франции-Германии, а скорее как-то так напряжено вглядывались, словно ожидая какого-то подвоха или внезапного финта. Хотя люди там в жизни весьма разговорчивые, никакой чопорности в общении нет и в помине. В пабах вообще все свои, просто так пиво совершенно незнакомым поставить - запросто. Кстати, про топливо. Меня поразило, что дизель в Великобритании дороже бензина (бенз - 0.86 фунта, дизель - 0.93) ! Почему так? Газ на заправках есть, и встречается он часто, и вдвое дешевле бензина, НО.. пистолеты голландского типа, к моей Ловате не подходят, и ситуация точь-в-точь как в Нидерландах - видит око, да зуб неймет, про переходники там никто даже не слышал. Так что изъездил весь французский газ (я понимаю, что так-то российский! :) и дальше катался на бензине. В отличие от Европы - в UK заправки работают круглосуточно (т.е. персонал присутствует), и не только на магистралях. Автоматических моек тоже не много, большей частью ручные. Такое впечатление, что англичане на рабочей силе не экономят, как французы.
День провел в Ливерпуле. Крупный порт, но и туристам есть что посмотреть. Две основные точки - старинный центр города и Альбертовские Доки. Последние на побережье залива, там же дом-музей Битлз, музей современного искусства Tate (весьма занятный, сплошной авангард!), множество забегаловок и магазинчиков морской тематики. Ливерпуль поделен заливом на две части (под заливом - туннели, платные). Всё интересное - в северной части. Останавливался я в Формуле 1 - которая, о чудо! не где-нибудь на окраине, а в самом центре, в двух шагах от Альбертовских Доков, да еще с бесплатным паркингом.
24 декабря 2005, в Сочельник прибыл в Йорк, где и зависал у друзей до 1 января 2006. Йорк симпатичный старый город, крепостная стена по которой можно прогуляться, обширная педиастрическая зона в центре, живописные городские ворота. Вот моря только нет... Зато пабы замечательные. При чем атмосфера там какя-то домашняя - диванчики, все тесно сидят, все как будто свои, к столику подсаживаются не спрашивая, разговаривают запросто, легко, но ненавязчиво вклиниваясь в чужой разговор, одно слово - все свои. Когда я в первый раз заглянул в зал, решил, что там чья-то частная тусовка. Оказалось нет, реально знакомых, кто пришли вместе - по два-три человека. Заходи - и будешь своим. Где она знаменитая английская чопорность...
На одни сутки (пол дня туда, полдня-ночь-полдня там и полдня обратно) мы выбрались в Шотландию, в Эдинбург. Чувствовалось, что там уже север, если в Бресте зимой снег бывает раз в 4 года, то в Йорке заметно все припорошило, да и подморозило слегка. По дороге в-, а так же из Эдинбурга, на полпути попали в сильный буран. Но дороги там серьезно обрабатываются, и не смотря на сильный снег, едешь по мокрому асфальту, хотя машина после дороги вся покрыта какой-то белой пакостью, солью, или чем еще. Но проблем на летней резине не было, главное голову не терять. Эдинбург впечатляет. Город на холмах, увенчанный замком. Описывать словами трудно, одно могу сказать, впечатление оставляет глубокое. И запах. Когда мы там были, по всему городу царил какой-то легкий и приятный хлебно-пивной аромат, который навсегда у меня связался с Шотландией. Мужики в юбках прямо по улицам не ходят, видели только пару, волынщиков. Зато туристов - море. На паркинге перед замком некоторые подходили заинтересованные машиной - спрашивали, неужели мы действительно доехали из России?! Природа Шотландии заметно красивей английской - холмы, горы, места диче... Вот бы еще забраться посеверней, к Лох Нессу...
На обратной дороге впервые немного подвел "Фантом". Потек кран печки. Сначала жутко начали потеть стекла изнутри, вдобавок к дорожной чаче, что их уже покрывала снаружи; после поползла вверх температура охлаждающей жидкости. Остановился, нашел причину; полностью перекрыл кран печки - течь прекратилась. Добравшись до ближайшей заправки, купил антифриза и возместил вытекшее. Дальше доехали без проблем, но без печки, да не такой был мороз, чтобы замерзнуть. Лишь ногам было прохладно. Так пока я и езжу с закрытой печкой - лезть в ломы, а во Франции она на фиг не нужна. История поломок Фантома за его жизнь - здесь.
1 января 2006 поехал из Йорка назад домой - как первый день года проведешь, такой и весь год будет! У меня в первый день были: две страны, плавание, долгие часы руления. Посмотрим :) Решил заехать по дороге в Лондон, прокатиться, бросить прощальный взгляд - и попал в пробку в центре, которой 1 января совсем не ожидал. Пока выплутал, время осталось в обрез, и гнал до Довера выжимая из машины все возможное, чтоб успеть на паром. Влетел на причал за 10 минут до отхода (хотя полагается прибыть за полчаса), но успел. Глубокой ночью вернулся в Брест. Прежде чем петухи трижды пропели.
3700 км, 2 недели. Затраты: виза - 75 евро, паром - 74 евро, газ - 123 евро, бензин - 270 евро, хотели Формулы1-Этап (5 ночей) - 268 евро.