"Обзорная поездка по Франции с заездом в Люксембург и Германию" by AProhor
(Brest-Quimper-Nantes-Tour-Blois-Orlean-Paris-Luxemburg-Goettingen-Regensburg-Goettingen-Antwerpen-Le Mont St.Michel-Brest)
Поскольку каникулы в Университете в июле-августе оказались обязательны и работать мне не дали, решил их использовать, чтоб покататься по Франции, а также съездить в гости к товарищам, которые временно обосновались в Германии - в Регенсбург, в Баварию - вспомнить родной язык и попить баварского пивка в хорошей компании. Маршрут нарисовался следующий: замки на Луаре - Париж - Люксембург и дальше в гости в Германию. Назад же проехать по северному побережью Франции и заглянуть в Монт-Сент-Мишель.
Замки на Луаре и полет на воздушном шаре
Проехал через Quimper (замечательный красивый бретонский городок, шеф-город департамента Finistere (Финистер), не задетый войной), мимо Нанта, в который думал заглянуть, да пробки на въезд отпугнули, и далее вдоль Луары, не пеажем, а красивыми второстепенными дорогами прямо по берегу до Тура. Замков на Луаре тьма, больших и маленьких, я ж ограничился несколькими. Про замки уже много написано, и гораздо квалифицированней, так что вкратце чисто впечатления. Напомню, что вход в замок, да и в любую достопримечательность Франции стоит в районе 8 евро. Останавливался я в Формуле1 в Блуа.
Сначала был замок Шомон (Chaumont), и только потому, что именно он описывался у Ионны Хмелевской в замечательнейшей книге "Что сказал покойник". Не взглянуть на него я не мог. Замок маленький, симпатичный, на самом склоне над Луарой, возле города Блуа (Blois). В самом замке особо смотреть нечего, внутреннее состояние оставляет желать лучшего, на туристов он не сильно ориентирован. Здорово сделана только конюшня, с макетами лошадей, карет, повозок и манежем, а так же спрятанными повсюду динамиками, из которых звучит настоящее цокание копыт, ржание и прочий лошадиный шум. Сделано хорошо, я на эту удочку попался и долго искал, где же это настоящие кони скачут.
В самом Блуа прямо в центре города тоже есть замок, большой и монументальный, ориентированный на туристов. Стоит взглянуть. Далее, наверное наиболее известный замок Франции - Шамбор (Chambord) . Громадный момнументальный "холодный" замок, с большим лесным массивом вокруг и всем необходимым для туристов, которых там толпы. Показательные соколиные охоты, скачки, мужики в охотничьих костюмах регулярно дующие в рога на лестницах замка , маленькие выставки в залах и комнатах, катание на лодочках по окружающим замок каналам, прокат велосипедов, все, что душе угодно.
Замок Cheverny (Шеверни - не путать с шавермой) - недалеко от Шамбора, "теплый" замок, и скорее даже дворец - чистенький, опрятный и чем-то ассоциируется с Версалем. Еще есть подобный замок Шенонсо (Chenonceaux), говорят наиболее красивых замок такого типа, замок на воде, но до него я не доехал.
В замке Амбуаз (Amboise) вечером попал на средневековое представление, такие представления периодически устраиваются самими местными жителями, которые сами шьют костюмы, играют, делают декорации; и не только в этом замке. Закончилось представление феерверком в ночном небе над каменными стенами.
Именно от замка Шаверни я намеревался полететь на воздушном шаре. Меня всегда тянуло на высоту, в любом городе стараюсь вскарабкаться на какую-нибудь наивысшую точку. Вообще, я боюсь высоты и люблю острые ощущения - отсюда тяга наверх :)) В родном Ебурге пару раз прыгал с парашютом, а воздушный шар пока оставался хрустальной мечтой. Во Франции есть несколько компаний предлагающих покататься на шариках, многие это устраивают именно в районе замков на Луаре. Полет я зарезервировал заранее из Бреста, за несколько недель, выслав предоплату (90 евро) чеком по почте. Вся стоимость полета 190 евро. Полеты осуществляют либо на рассвете, либо на закате. Как ярко выраженная "сова" и сторонник принципа "утро добрым не бывает", выбрал закатный полет. Возможность сильно зависит от погоды. До последнего не было понятно - полетим ли. Вроде солнце светит, и ветра особенно нет, а шариководы, запуская обычный маленький воздушный шарик с гелием в небо и следя за ним в бинокль, определяли, что наверху заметные порывы. Но после часовых раздумий и замеров, мы таки полетели !!!
Полчаса подготовка - надутие шарика, в которой сам участвуешь. Сначала шар на боку наполняют с помощью огромного вентилятора холодным воздухом, чтоб он слегка надулся, после включают горелку. Дальше он потихоньку поднимается и остается только привязанным тросами к машинам. В момент отрыва от земли хорошо болтает и тащит по траве, тросы отцепляют - всё, ничто больше не удерживает на этой грешной земле. Вообще здорово это. Маленькая корзинка по пояс, пять человек и пилот. Высота плавно регулируется - можно лететь и в километре от земли, а можно опускаться, срывая верхушки деревьев или лететь касаясь воды озер. Когда не горит горелка - тишина, только тросы поскрипывают. Заходящее солнце, Луара, поля и виноградники, замки внизу. Где-то час длится сам полет (уносит километров на 8-10). Потом внизу встречает группа сопровождения с машиной и шампанским. Так что завершение полета - шампанское при свечах посреди какого-то картофельного поля и вручение почетных дипломов воздухоплавателей :) Горячо рекомендую всем! Незабываемо!
Дальше был Орлеан. Стоит заглянуть. Огромный собор, памятник Орлеанской Деве, набережная Луары... Но был я там всего 2 часа, погуляв по центру под звуки оперы "Орлеанская дева" Чайковского. "...Всё взято, до самых берегов Луары; враги со всех сторон сошлись под Орлеаном и страшная осада началась!" Не дожидаясь результатов осады этого города, я поскакал к вратам Парижа.
Все уже неоднократно описано, могу только добавить, что в этот раз открыл для себя Дефанс (Defence), район небоскребов на западе Парижа. Просто другой мир, мир стекла и камня. Картинка из будущего, нарисованная каким-нибудь футуристом в годах 80-х к фантастическому роману Станислава Лема. Арка Дефанс, на которую можно подняться и полюбоваться видом на Париж, на Елисейские поля - или как там называется их продолжение, которое тянется от Триумфальной Арки до самого Дефанса. В Париже же мне впервые впаяли штраф за парковку. Кто-то мне сказал, что в августе парковки бесплатны. Не знаю почему, но после дня стояния на месте с разметкой "Payant" на улице Пирамид (не далеко от Лувра), вернувшись я нашел под дворником квитанцию на 11 евро, с пометкой "Нарушение: неоплачено". Сумма весьма гуманная, которую я и оплатил, выслав чек из Бреста. Вообще, найти место в Париже для парковки оказалось не так трудно, как ожидалось. И ездить по нему мне понравилось - пробок особых не было, и манера у парижан добродушная и без педантизма. Как на катке "Юность" в выходной массовое катание. Ночевал - в Версале, но не в королевском дворце, а в отеле Премьер-класс, аналог Этапа.
Люксембург как-то особенно не запомнился. Типичный европейский городок, естественно симпатичный, со старинным центром, и с проносящимися над этим центром на минимальной высоте Боингами и Эрбасами. В центре тусовались пионеры в юбках - как я понял, местная национальная одежда: гольфы и юбка, вроде шотландской, но другая, а сверху голубая рубашка и повязанное на шею что-то вроде пионерского галстука. А мож это туристы откуда-нибудь были... Официальных языков в Гран Дюше Люксембург, кажется три, но по-французски говорят все.
Гёттингем. Типичный немецкий городок, там я забрал товарища из Екатеринбурга, чтобы вместе дальше ехать в Регенсбург (кто не знает - это города побратимы, Екатеринбург и Регенсбург, Ёбург и Рёбург, по крайней мере в нашей компании их только так и называют). В Геттингеме я оценил по достоинству в основном пивные. A boire absolument!
Регенсбург (Regensburg). В этом городе я когда-то уже жил и работал два раза по два месяца в предыдущих годах и уже, кажется, его описывал (поездка-2004). Основные достопримечательности - старинный центр города с соборами, соляная пристань, знаменитый Каменный мост (Die Steine Brucke - за правописание не ручаюсь) через Дунай, Вальхала (Walhalla) - что-то вроде Пантеона на обрыве над Дунаем, в 10 км на восток от города; руины древнего города - там же; и клостер в Вельтенбурге (Weltenburg). Последний я открыл для себя только в этот раз. В миру этот клостер наиболее знаменит своим темным пивом. Лучше всего на машине доехать до Кильхайма (Kielheim) и, заценив местный пантеон и оставив там машину, отправиться пешком через живописный лес над рекой (около 5 км) (лес оборудован всем необходимым после баварского пива - см. фото), через заброшенные стены древних кельтов, к клостеру, который находится на другом берегу Дуная. Через Дунай есть переправа на лодчонках прямо к монастырю (1 евро с носа). Путь по лесу проходит по обрыву над Дунаем - красота! Лодочки, монастырь, пивной заводик, баварские колбаски... A voir absolument!
Еще ездили в Нюрнберг, но поскольку не на машине, писать об этом ничего не буду. Просто были только в зоопарке - рассказывать особо нечего :)
В Германии хватает выходцев из России, и моя машина на дорогах часто вызывала заметное оживление у других участников движения - приветственную жестикуляцию, моргания аварийкой, вопросы на заправках, даже как-то бесплатный кофе от хозяина сервиса... Во Франции тоже она тоже вызывает веселое удивление и восклицания, но реже. В кои-то веки я катаюсь на редкой и оригинальной машине! Действительно, если "Нивы" и зубила я пару раз встречал в западной Европе - то "классику" - ни разу. Есть два способа поездить на эксклюзивном авто: специально купить такое или поехать на обычном туда, где оно станет эксклюзивным!
Погостив в Регенсбурге отправился в обратный путь - завез товарища назад в Геттингем, и оттуда через Нидерланды, Антверпен, по северному побережью Франции в сторону Бреста. На пару часов заглянул в Антверпен. Эта пара часов почти не оставила впечатлений, кроме нескольких фотографий. Помню только, что город показался небрежным, пыльным, запомнился множеством строек, плохими дорогами, обшарпанными зданиями и непонятным французским.
Монт Сент-Мишель (Le Mont St. Michel). Находится в Нормандии, на побережье Ла-Манша, восточней Сент-Мало (St. Malo) и западней Авранша (Avranches). По моему мнению, самая достойная достопримечательность Франции, и видимо не ошибаюсь, потому что по статистике наиболее посещаемая. Это Город-Крепость, Город-Замок на острове-полуострове, в зависимости от отлива-прилива. Вода приходит окружая возвышающийся на острове город, и отходит, обнажая дно прямо на глазах. Кажется, город выситься громадой прямо посреди моря, возносясь к небу. Город представляет собой лабиринт кривых узких, практически аутентичных улочек, которые спиралью восходят к вершине, венчаемой аббатством. Особенно впечатляет ночью, ярко освещенная крепость посреди мрака. Хорошо туда заглянуть поздно вечером, когда туристов почти уже нет, но город еще освещен (к утру подсветку выключают). Побродить по кривым пустынным улицам, посмотреть как серебрится отражение луны в заливе. Меня буквально он буквально потряс. Самое яркое впечатление.
Из Ст.Мишеля вернулся назад в Брест.
4000 км, 2 недели. Затраты: газ - 245 евро, бензин - пара литров в Люксембурге (пистолеты там бельгийские, не подходят), пеажи - 20 евро, хотели типа Формулы1-Этапа (5 ночей) - 160 евро, полет на воздушном шаре - 190 евро, входные билеты в замки, музеи и пр. - около 80 евро.