"Прямой ТрансЕвропейский Пробег Восток-Запад на ВАЗ" by AProhor
(восточная граница Европы, Екатеринбург, Урал >> западное побережье Атлантики, Брест, Франция)
Вот оно! Я еду на работу на год во Францию! В Университет Западной Бретани, город Брест. Пожить во Франции, довести наконец до уровня свой французский, окунунуться в культуру этой чудной страны! Брест, так приглянувшийся в прошлогоднюю поездку, чудное море, а точнее океан; Бретань, Франция, шампанское, Эйфелева башня, устрицы, замки на Луаре, Бизе и Гуно, кельты, паруса, вино и виноградники, пеажи и жандармы, Лазурный берег, Марсельеза - и все прочее, что вспоминается при упоминании этой страны! Ехать сразу решил на своей машине, хотя разум где-то там поскребся с жалобным писком "это ж все-таки на год... машина ж все-таки уже не новая.. и отечественная... шо ты там с ней делать будешь ежели сломается...", но был безжалостно подавлен здоровым и откормленным, но уже порядком заскучавшим, авантюризмом. Итак, исходные данные на май месяц 2005 года:
Авто ВАЗ-21053 по имени "Фантом", 2003 года рождения с пробегом 62 Мегаметра, с двумя зарубежными поездками за спиной, оборудованный газо-баллонным оборудованием Ловато, перенесенных травм нет, хроническими заболеваниями не страдает, припадки отрицает.
Один пилот и он же весь экипаж., ваш покорный слуга. 1979 года выпуска, в ремонте не был, состояние отличное, тормоза отсутствуют. Две крупные поездки за спиной и много всякого разного, отрицает все.
Задача: доехать из Екатеринбурга до Brest'а (фр.) в максимально краткие сроки с наименьшими материальными потерями, ибо до первой буржуинской зарплаты ишшо дожить надо, а дорогу приглашающая сторона не оплачивает.
Перед отъездом "Фантому" пришлось пройти полную диспансеризацию, включающую замену масла в двигателе, коробке и мосту (или мосте?), регулировку клапанов, развал-схождение и тщательный осмотр всех органов. Вердикт - "годен". Из-за крайне бедственного положения во Франции с ВАЗовскими автомагазинами, собой пришлось взять суповой набор органов для трансплантации, наиболее вероятных для выхода из строя:
СВЕЧИ (комплект), ПРОКЛАДКА КЛАПАННОЙ КРЫШКИ, МАСЛООТРАЖАТЕЛИ, ПРОКЛАДКА ГБЦ, ПОДШИПНИК ПОМПЫ, БЕНДИКС,ДИОДНЫЙ МОСТ ГЕНЕРАТОРА, РЕЛЕ РЕГУЛЯТОРА, ПОДШИПНИКИ СТУПИЦЫ, КОЛОДКИ, РЕМКОМПЛ.№15Р ГЛАВ.ТОРМ.ЦИЛИНД.,РЕМКОМПЛ.№17РАБ.ТОРМ.ЦИЛ., РЕМКОМПЛ.№18Р РАБОЧЕГО.ЦИЛ.СЦЕП., РЕМКОМПЛ.№19Р ЦИЛИН.СЦЕПЛ.ГЛАВНОГО, КРЕСТОВИНА,РЕМКОМПЛ.КАРБЮР.(БОЛЬШ.), ДИСК СЦЕПЛЕНИЯ,ПОДШИПНИК ВЫЖИМНОЙ В СБ., лампочки, хомуты, маслянный фильтр (2шт),воздушный фильтр (2 шт), ЖИДКОСТЬ ТОРМ., ЛИТОЛ, ВОДА ДИСТИЛЛИРОВАННАЯ, трос, успокоитель цепи,ремень генератора, РЕМКОМПЛ. БЕНЗОНАСОСА, переноска, насос, домкрат
Итого на общую сумму 2500 руб. Как говориться, "лучше перебдеть, чем недобдеть". В любом случае, когда-нить да пригодяться. Что из этого реально понадобилось за год - напишу позже.
И вот, все готово, все загружено, специально приобретен ноутбук Тошиба для поездки и работы на новом месте (в отличии от машины накрывшийся через месяц, ВАЗ оказался гораздо надежней Тошибы - об особенностях ремонта ноутов заграницей - тут), девушки вручили вязанку воздушных шариков с ебургским воздухом дабы выпустить их в Атлантик, все что можно было выпить с друзьями за отъезд - выпито, все пожелания - пожеланы, шея - вымыта, шнурки - поглажены. В путь.
Выехал 29 мая 2005 года, в 4 часа утра, чтобы за один присест добраться до столицы. Пересек границу Европы в 20 км западнее от Ебурга - и вот она, Европа, вся у моих колес, лежит готовая к покорению. Стандартный, уже отработанный маршрут - Е-бург-Ачит-Кукуштан-Чайковский-Воткинск-объездная Ижевска-Можга-выезд на трассу М7 возле Елабуги-объездная Казани-Нижний Новгород-объездная Владимира-МКАД-Ясенево.
Как всегда, чем западней, тем лучше дороги (самый отвратный участок, это, конечно, "гордость" Свердловской области, Московский тракт от Ревды до Ачита). На моей любимой дороге от Кукуштана до Чайковского, когда-то пустынной и симпатичной, вдруг завелось множество фур. Мимо Ижевска доделали объездную - теперь не надо ни срезать по грунтовке возле Гольян-Докши, ни телепаться через сам Ижевск. Как всегда в Татарии ловят за встречку - основная фишка - обгон в зоне ограниченной видимости. Попал таки на 150 руб. за плотиной через Вятку. Вообще. На этой плотине основное логово у самых жадных татарских гайцев. Сколько езжу, всегда, если попадаюсь (а попадаюсь всегда), то только в том районе. Посредственная, но терпимая дорога между Казанью-Нижним. От Нижнего двухполоску с разделительной до Владимира почти доделали, летишь с песней на устах. Объезд Владимира (доходили уже целые сутки руления) показался бесконечным. Дальше множество деревень, и как всегда ловят на радар. Поймали. Пожурили. Полтинник. В 2 часа ночи, уже по Москве, наконец подрулил к гостиннице "Узкое" Академии Наук в Ясенево.
24 часа в пути. В том числе две остановки по пол-часа на "перекусить", ну а также техническо-физиологические остановки на "заправиться-оправиться". Весь путь на газе. Проблем с газовыми заправками нет. Но что-то в этот раз езда по этому участку от Ебурга до Москвы перестала меня развлекать, уже наскучила, и представляет собой ни что иное, как досадную помеху на пути в Европы. Следующий раз поеду по северному пути - через Киров-Ярославль. Путь неизведанный, а значит интересный.
30 мая 2005. Порадовало посольство Франции. Выдает визы за один визит, прямо при тебе Апостол Пётр под видом патлатого чувака вклеивает в паспорт визу во французский рай. На все ушло 2 часа, и то, из-за очереди дамочек уезжающих к французским мужьям, которым задают очень много вопросов и требуют кучу бумажек. К тем кто едет по науке, как всегда никаких вопросов . Мой Protocol d'Accueil был единственной необходимой бумагой. Вот только 100 евро содрали за долгосрочную визу, а в немцы так ученым визы задаром дають... Стоит упомянуть, что ранде-ву в посольстве - по предварительной записи по телефону. Там же у посольства купил "зеленую" карту - страховку автогражданки для Европы, болгарскую, за 40 евро, пока на месяц... полагая, что там уже, во Франции, сделаю себе страховку на весь год, может еще и дешевле будет... Как глубоко я заблуждался... тогда я и подумать не мог, что застраховать ГО во Франции, для иностранной машины, иностранному водителю - невозможно. В итоге просто смех, мне привезли её с оказией из России, и три месяца я ездил без страховки - вне закона.
Москва-Польша-Германия-Нидерланды-Бельгия-Франция-Брест Атлантический
"...И последней улицы название прочли - Брестская улица на запад нас ведет, значит нам туда дорога, значит нам туда дорога..."
31 мая 2005. Вкратце, об общеизвестных моментах, которые подробно описывать - скучно, а не упомянуть - стыдно. Дорога М1 от Москвы в Беларусь и дальше - отличная, на границе с Беларусью ничего не спрашивают, если в "зеленую" карту вписана и Беларусь. Проезд по Беларуси до Бреста - платный, 4 раза по 15 руб (внимание, берут только в российских рублях, не спешите от них избавиться в России, а то будете прыгать и трясти своими долларами/ерами/фунтами/монгольскими тугриками перед теткой в окошке пункта взимания оплаты, как я во время своей первой поездки в 2003 году, а она будет непокобе.. непоколебима и равнодушна, как и шлагбаум перекрывающим вам дорогу в светлое будущее... Кроме того на границе в Домачево с меня содрали плату за непоправимый урон Белорусской экологии в размере 4 евро, а также плату за транзит через картофельную республику в размере 5 евро (за сутки). Причем мужик нагло пытался меня развести на 30 евро (плата за месяц транзита), мотивируя тем "а где доказательства шо я только сегодня въехал в Беларусь? Нет доказательств - по умолчанию плати за месяц". Пытался впарить, что я-де должен был взять у погранце на въезде какую-то бумажку. В итоге, видя, что я не намерен платить более 5 евро, согласился в качестве доказательства взять чек с первого поста взымания побора за платную дорогу, на котором стоит дата. Граждане, не поддавайтесь на вымогательства дружественного нам белорусского народа! Сохраняйте чеки до конца поездки! Держитесь за поручни и не высовывайтесь из окон! И главное, не ешьте на ночь сырых помидоров....
С газом по дороге через Беларусь слабовато. Заправки редки, и кроме "зайчиков" на них ничего не берут. Я махнул нужную сумму на въезде, и заправился под Минском, возле объездной. С бензом проблем нет - регулярно встречаются заправки, продающие его за любую валюту. Цена бенза была что-то около полуевра за литр.
Проехав Варшавский мост к погранпереходу в Бресте, увидел значительный хвост машин, явно на несколько часов. Поскакал в Домачево. Там тоже ничего хорошего. На прохождение границы ушло 5 часов. Дело было вечером 31 мая, в рабочий день. Я-то думал, со вступлением Речи Посполитей в европейскую шайку очереди на границе канули в лету! В прошлом году проскочил как по маслу за полтора часа. Между делом, ответственно заявляю, что польский сайт, показывающий время ожидания на границе, безбожно брешет. Погранцы не докапывались, багаж почти не смотрели, да и не было у меня ничего интересного. Поляки проверяли у всех стоп-сигналы, а также отнимали мясо-молочные продукты. Все как всегда. Мне уже начинается казаться, что я знаю всех работников перехода Домачево-Slawatycze в лицо...
И вот она, родная Польша! Когда въезжаешь в Польшу, всегда кажется, что у них и асфальт мягче, и разметка ярче, и дороги аккуратней, и водители добрей. Люблю я Польшу, и никогда не откажу себе лишний раз через нее проехать, вот мой ответ приверженцам Северного Скандинавского пути в Европу! И ерунда это все, что дескать в Польше неспокойно, дескать криминал. Проживши в этой стране три месяца и несколько раз проезжав ее транзитом - ответственно заявляю все это домыслы! Ну и может отголоски 90-х годов... Единственное правда - ездится по ней достаточно медленно, особенно днем, ночью значительно быстрее. Автомагистралей почти нет - а дороги узкие, и трафик значительный. А по Польше не надо гнать! По ней надо ехать не спеша, любоваться природой, останавливаться в городах, выходить и разговаривать с людьми, ибо поляки народ гостеприимный и общительный. Особенно когда знаешь великий шипучий польский язык. Уже ночью доехал до Варшавы, погулял часок по Старому Мясту, и отправился дальше, в направлении Познани. Уже глубокой ночью где-то в 100 км за Варшавой остановился и переночевал в машине.
32 мая 2005. С утра поехал дальше. Возле Конина начинается местный автобан (платный) и длится аж целых 100 км, до Познани. Далее снова обычная польская дорога. Немецкая граница - Франкфурт-на-Одере. Только паспортный контроль, таможни нет. Добродушный немец полистал паспорт, нашел мою французскую национальную визу, на которой прописано transit schengen +1, плюхнул на нее штамп и указал, что один раз через Германию по этой визе я могу проехать, а боле - ни-ни. А когда я по емейлу допытывался в немецком посольстве, нужна ли мне транзитная виза для проезда через Германию во Францию с французской НАЦИОНАЛЬНОЙ визой, мне твердо отвечали: да, нужна. Я им не поверил - и правильно сделал.
И вот замечательные немецкие автобаны. Единственная страна, на магистралях которой на своей машине я начинаю чувствовать себя ущербным. Почти во всех странах есть ограничение - 120-130 км/ч и там я нормально держусь в потоке. В Германии же на автобанах ограничений нет, и все несутся с такой скоростью, что я за ними уже не поспеваю. Приходиться неспешно трусить наравне с фурами... Вот так в человеке развиваются комплексы... :))) Под Постдамом попал в жуткую пробку. Не в такую, которая не спеша, медленно, но движется, а в этакую монументальную, непоколебимую, словно памятник мировому автомобилестроению. Неподвижно стояли два часа. Потом часок рассасывались. Оказалось - на дороге сгорела фура, такое чувство, что с дровами, когда мы проезжали мимо она уже издыхала на крайней полосе под надзором пожарников. Дальше - автобаны, автобаны, мимо Ганновера, Дортмунда, Эссена, промелькнула граница Голландии, затем Бельгии. Eindhoven, Antwerpen, Gent. Все мимо, все транзитом.
Где-то не доезжая Антверпена, встретил соотечественников на минивене, стоящих с аварийкой на обочине. Промелькнул номер, что-то вроде 66rus. Неужели из Ебурга?! Остановился, сдал назад. Не, не Ебург. 69, Тамбов. Поинтересовался, что случилось, не нужна ли помощь. Оказалось, кончилось диз.топливо. Поехали с мужиком искать ближайшую заправку, нашли, закрыта!! Точнее, только по карточкам, без обслуги! У мужика карточки не было, мою автомат почему-то выплюнул. В итоге уболтали непонятно на каком языке какого-то аборигена, который заправлялся по карте, налить нам дизеля, а мы ему возместили наличкой. Отвез соотечественника назад к машине. Потрепались - оказывается, гонщик, часто ездит в Бельгию (или это еще была Голландия?) на соревнования. Пожелали друг другу удачи и разбежались каждый своим путем.
Дальше Антверпен весь в реконструкциях, дороги все перекопаны, на въезд пробка. Маленькие страны, маленькие местечки, вечно освещенные дороги, безмятежные лоснящиеся коровы вдоль на склонах. И опять у меня эти страны запечатлелись лишь одной особенностью - большим количество газовых заправок, очень дешевым газом, и совершенной невозможностью заправиться. Ни бельгийские, ни голландские пистолеты ни подходят к Ловато, и переходников, в отличии от Германии, на заправках нет. Ограниченный в тот момент бюджетом, в итоге во Францию я въехал весьма раздраженный необходимостью перейти на дорогущий бензин, который за год, казалось, подорожал в Европе еще на пару десятков процентов. Салют, Бенелюкс, глядишь еще свидимся в более удачные времена! "Маленькая страна, маленькая страна..."
И вот она Франция! Более-менее знакомый язык, симпатичные люди и легкий дух добродушного распиздяйства, парящий на просторами страны Свободы, Равенства, Братства. В душе просто Vive la France какой-то. Поздней ночью где-то за Лиллем остановился на ночлег.
33 мая 2005. Далее мимо Аббевилля, через Нормандию, с заездом в Гавр. Ездить по Франции легко и приятно, почти также как говорить правду у Булгакова. Дороги замечательные, народ так не летает, как в Германи, опять же дешево, потому что газ везде и проблем с заправкой нет. Правда дороги платные (пеажи), например от Лилля до Парижа - окола 170 км - 11 евро. но всегда можно ехать бесплатным дублером - это медленней, там часто куча комбайнов и прочих молотилок, которые не обгонишь, зато гораздо красивей. Перед Гавром напоролся на таможенников. Сам случайно остановился рядом с ними передохнуть - и они с радостным писком "Russe!" накинулись впятером на машину. Оказалось у них там логово, таможенный пункт (посреди Франции, прямо на пеаже!) из-за того, что въезд в крупный порт. Обшарили машину, но ничего не нашли. Точнее нашли ящик пива и пачку сигарет, невесть как попавшую ко мне в бардачок (я не курю), но не заинтересовались. Вообще, таможенники нападают на иностранцев в самых неожиданных местах, только не на границе. Другой раз подошли просто на заправке в километрах в 50 от границы с Бельгией, поинтересовались только визой. Заехал в Гавр, посмотрел на Ла-Манш. Сам Гавр, не так чтобы сильно красивый, потому как был полностью разрушен союзническими войсками во время высадки в Нормандии, но я люблю портовые города. А порт там огромнейший, один из наиболее крупных торговых портов Франции. Где-то за Гавром пересек Гринвич и оказался в другом полушарии - Западном. Момента этого не заметил, они б что ли хоть обелиск поставили там, полосу через дорогу нарисовали, как у нас под Ебургом граница Европы-Азии оформлена, свадьбы туда б французские ездили. Взимали бы деньги за вход. Ну или хоть плакатик бы маленький прибили, дак нет. Продолжив путь по Западному полушарию, проскочил Каен, Авранш, Сент-Брёк и Брест и, лихо осадив на обрыве мыса Сент-Матьё, крайней западной точке Франции, оказался лицом к лицу с Атлантическим океаном, 33 мая 2005 года по личному календарю, или 2 июня 2005 года, по календарю общечеловеческому. Шарики с азиатским воздухом были торжественно выпущены в Атлантик.
5500 км, 4 дня пути + 1 день в Москве, 165 евро - газ, 20 евро - бензин, 100 евро - виза, 100 евро - гостинница, 40 евро - страховка, 9 евро - транзит Беларуси, 18 евро - пеажи, + пропитание (не учитывалось), всего 452 евро.